Крымские каникулы педагогов

Жаркий, литературный, родной…

Споров на тему: «Каким должен быть российский учитель» с каждым годом становится всё больше. Любой, кому не безразличны проблемы современной педагогики, замечает, как в ходе этой непрекращающейся дискуссии расширяется круг задач, стоящих перед работниками образовательных учреждений, пополняется переченьих обязанностей и компетенций, растёт спрос на профессиональное соответствие требованиям, предъявляемым школе временем и обществом. А.В. Ханило, Е.И.Волкова, В.Т. Худякова с участниками тура. Ялта. У памятника Чехову.

С другой стороны, и для педагоговсегодня делается немало. Заработная плата в ряде регионов страны даёт право причислить их к среднему экономическому классу.Учебные заведения модернизируются и оснащаются на новейшем уровне, позволяя оцениватьсозданные в нихусловия труда как хорошие или хотя бы удовлетворительные. Наконец, стимулом к профессиональному совершенствованию служат различные формы повышения квалификации и конкурсы педагогического мастерства… Это о позитивном, о том, что подвигает юношей и девушек подавать документы в педагогические вузы. И всё-таки учительское дело – трудное. Это по-прежнему миссия. И выполняется она теми, кто её на себя возложил, в непростой период поисков и реформ, идущих в нашей стране шаг за шагом, местами даже кажется, что наощупь. Следовательно, успех её во многом зависит от самих носителей – от того, насколько сплочёнными и настроенными на преодоление рубежей они окажутся. Придут ли друг другу на помощь, найдут ли ответы на вопросы, которые уже сформулированы, но ещё не имеют согласованных решений.

Один из таких вопросов остро стоитименно перед молодёжью, особенно, перед тойеё частью, которая работает в сельской местности, что в свою очередьделает егоактуальнымдля областей с такой внушительной аграрной зоной, как наша… В чём его суть? В том, что молодой учитель обязан себя развивать, заботиться о своём кругозоре, заниматься самообразованием – с этим не поспорит, наверное, никто. Ставка, сделанная только на знание предмета, рано или поздно обернётся ущербом авторитету и привлекательности его примера в глазах учеников.Естественно, любой человек, избравший творческую, ориентированную на окружающий мир профессию, рад бы совершенствоваться,подпитывать любопытство и воображение, однако, не так-то это просто… Инструментарий жителя сельской глубинки невелик. Он может читать книги, смотреть качественные фильмы, находить в Интернете те или иные любопытные факты, но недостаток собственного опыта всё равно скажется. Особенно, когда сильна естественная для носителя воспитательного начала потребность бывать в великих городах, музеях, театрах, посещать памятные места. И если кому-топодобная «ненаполненность», быть может,сойдёт с рук, то учителю литературы, истории, культурологу – никогда.Вадим Шушунов в мастерской Волошина. Коктебель.

Этот разговор мы начали несколько лет назад с лидером движения молодых педагогов Тюменской области Иваном Кайновым. Он упомянул об изначальной проигрышности ситуации, в которой педагог меньше путешествует и, соответственно, меньше видит именьше получает впечатлений, чем его ученики из обеспеченных семей. Сегодня проблема, связанная с материальной составляющей учительского быта как будто уже не так злободневна, и всё же задача мобильности сельских жителей далеко не решена. Для них, не выезжавших дальше областного центра, сама идея отправиться хотя бы и по родной стране, порой кажется невероятной авантюрой. Но ситуация, к счастью, не безвыходная: научить ребят не бояться дорожных трудностей, дать возможность за время отпуска побывать в местах значимых и дорогих для любого россиянина помогают культурно-образовательные туры, вошедшие в практику молодёжного педагогического сообщества по инициативе Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников образования и науки.

-Мы каждое лето проводим масштабные оздоровительные компании совместно с моими коллегами: Л.Ф. Болдыревой, председателем Ханты-Мансийской окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ    и О.Л. Березиной, председателем Ямало-Ненецкой окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Такие кампании позволяют педагогам региона отдохнуть и набраться сил перед новым учебным годом, – рассказывает председатель ТМО Профсоюза, Валентина Тимофеевна Худякова. – Что же касается нашей молодёжи, то для неё важно не просто посетить популярные здравницы, нои совместить эмоциональную разгрузкуотпускного периода с приобретением уникального личного опыта и знаний. С этой целью уже были организованы поездки на Урал, в Абхазию, в Сочи, в Санкт-Петербург с дальнейшим продвижением по Пушкинским местам, а два года назад состоялось знакомство сдостопримечательностями Крыма, тогда ещё входившего в состав Украины.

Восхождение по тропе винодела Льва Голицына. Новый Свет..jpgПоскольку природное и культурное богатствоКрымского полуострова обеспечивает не только прекрасный оздоровительный эффект, но и неисчерпаемые возможности для духовного развития, мы решилитуда вернуться и нынче. Июльский культурно-образовательный тур был посвящён Году Литературы в России и Году Молодёжи в Общероссийском Профессиональном союзе работников образования, а потому хотелось познакомить ребят с творческим наследием Антона Чехова, Максимилиана Волошина, Марины Цветаевой, с живописью Ивана Айвазовского. В качестве основной базы мы выбрали небольшой курортный город Судак на юго-восточном побережье.Туристов со всего мира туда привлекает удивительное сочетание горного и морского воздуха, тёплое море и пляжи из целебного кварцевого песка, и, конечно, близость мест знаковых, тесно связанных с историей и замечательными именами России.

Следами российских интеллигентов

В крымский образовательный вояж со всехуголков Тюменской области, включая северные, отправились шестьдесят человек.Основной костяк группы составили активисты и председатели районных советов молодых педагогов и их сверстники, победители различных региональных конкурсов. О преимуществах выбранного направления мы поговорили опять же с Иваном Васильевичем Кайновым, который с ноября 2014 года, помимо своих прежних обязанностей, возглавляетСовет молодых педагогов при Общероссийском Профсоюзе образования.

Всей грудью к морю, прямо на восток... На смотровой площадке дома Волошина.jpg-Тема Крыма уже полтора года не теряет своей значимости.В разных частяхстранылюди по-прежнему радуются его присоединению и стремятся поддержать его жителей. Вот и нам, благодаря выборунашего Профсоюза, представилась возможность прикоснуться к тому, что объединило и скрепиломысли соотечественников,а заоднопознакомиться с бытомкрымчан исамим почувствовать их настроение.И пусть напрямую мы такой цели перед собой не ставили,эта поездкастала посильным откликом на событие государственной важности.

Самый первый день тура уже был переполнен впечатлениями. Можете себе представить, что двадцать четыреего участникадо этого ни разу не видели моря, а восемнадцать впервые летели самолётом?Зато было очень приятно, что в составе группы оказалось одиннадцать семейных пар: если бысобравшиесяне доверяли организаторам, онивряд ли позвалибы в путешествие свои «половинки». А, между тем,некоторые даже взялис собой маленьких детей… Доверие - приятная оценка в нашем деле.

Основнойнаш замысел состоял в том, чтобы каждый из десяти проведённых на побережье дней был наполнен особенным смыслом и содержанием.Всем известно, какмноголюдны в сезон отпусков черноморские пляжи. У ребят был выбор: поискать местечко в гуще народа, где яблоку негде упасть, где природные звукиперекрываются музыкой, смехом и болтовнёй соседей, или забраться в пустынный уголок, устроиться на горячих камнях и слушать, как кричат чайки и шумит прибой. Ведь именно за уединением и вдохновением, за возможностью провести хотя бы какое-то время в беседах лишь с ближайшими и самыми любимыми людьми сюда ещё в девятнадцатом веке съезжалась российская интеллигенция и члены аристократических фамилий.Всемирная галерея И.К. Айвазовского. Феодосия.jpg

Залог успешности любого путешествияне в последнюю очередь связан с местами предстоящих остановок – это нам тоже хотелось донести до участников тура. Профсоюз берёт на себя оплату дороги, проживания и отчасти –питания и экскурсионного обслуживания, и, насколько возможно, контролирует качествоэтих услуг, принципиально отдавая предпочтение ретро-гостиницам или литературным отелям, а нетурбазам. В прошлом году, посещая Пушкинский музей-заповедник, мы поселились в комплексе «Арина Родионовна», где даже вне туристического сезона номера бронируютсяза несколько месяцев до заезда. Нынче, в Судаке, выбор пал на отель «Форум»: наши парни и девушки, не привыкшие к правилам гостиничного обслуживания, удивлялись, что им ежедневно меняют полотенца и раз в три дня – постельное бельё. Там же, благодаря табличкам-напоминаниям, они узнали о всемирном движении за сбережение водных ресурсов. Живущие на берегах полноводных рек сибиряки об этой проблеме не задумываются, ав засушливом Крыму каждая капля чистой воды – на вес золота.

                                              Ангелы-хранители чеховской дачи

Первая из больших литературных встреч у тюменцев состоялась на третий день после перелёта.Чуть-чуть отдохнув с дороги и поближе сведя знакомство с Судаком и его главной достопримечательностью – Генуэзской крепостью, они отправились в Ялту, чтобы посетить знаменитую «Белую Дачу», дом-музей Антона Павловича Чехова.

«Планируя предстоящие мероприятия, - заметил Иван Васильевич Кайнов, - мы обращались к жителям Крыма, способным стать примером для учителей, благодаря своей высочайшей культуре и осознанию собственной миссионерской роли. Такой человек интересен уже сам по себе, поскольку обладает арсеналом возможностей, разглядеть которые полезно любому педагогу. Будучи поклонником чеховских пьес, я не открывал для себя до конца всей прелести его прозы, пока здесь, на пороге Белой дачи не познакомился с нынешней хранительницей музея ЛеокадиейАдольфовнойБусловской. Меня покорила её техника овладения публикой: осанка, и требовательность к посетителям, пришедшим в мемориальное место, и по-хорошему строгий взгляд. Восхитилото, как она чувствует группу у себя за плечами. Наших девочек привлекли красивые хрустальные планочки в серванте. Не успели они задать вопрос, она, всё ещё стоя к ним спиной, пояснила: «подставки для вилок». На следующий не прозвучавший вопрос-изумление, не отрываясь от общего хода экскурсии, сделала новое пояснение: «там больше нет ничего непонятного…», и так далее… Позже многие ребята со мной согласились:«Сюда идёшь взглянуть на жилище знаменитого человека, а возвращаешься, чтобы послушать ЛеокадиюАдольфовну». Это одна из задач наших туров - общение с людьми - созидателями, творцами, хранителями, патриотами...

Узнав, что Белую дачу собирается посетитьгруппа учителей из Сибири, ЛеокадияБусловская приготовиласвоим гостям замечательный подарок.Она пригласила на встречу Аллу Васильевну Ханило, почётного гражданина Ялты, заслуженного работника культуры Республики Крым и первую заведующую музеем. Эта удивительная женщина на порогесвоего девяностолетнего юбилея- по-прежнему желанный рассказчик и собеседникдля всех ценителей русского слова. Достаточно сказать, что она была знакома с выдающимися деятелями культуры, в том числе, с Максимом Горьким, Константином Паустовским, Иваном Козловским, а вещи Чехова, ставшие основой музейной экспозиции, лично принимала из рук его сестры Марии Павловны.

-Внутри дом выглядит так, как выглядел, наверное, ещё при жизни Антона Павловича: Алла Васильевна всегда очень жёстко боролась с любым «новоделом». Её слушались даже упрямые электрики, когда она запрещала им размещать у всех на виду современные световые приборы… О чём она говорила сребятами? О сохранении памяти: о том, например, что многочисленные «чеховеды» сегодня дают неверную оценку его личности и отношениям, которые его связывали с Ольгой ЛеонардовнойКниппер. «Письмам надо верить», - посоветовала она, - «их строки лучше всего скажут вам о подлинных чувствах». Вспоминала Алла Васильевна и о драматических событиях Великой Отечественной войны:о том, как сюда пришли немцы, которые на первых порах вели себя довольно прилично, уверенные, что в Крыму они останутся хозяевами, и о том, каких трудов стоило спасти дом во время бомбёжек, когда их расчёт не оправдался. Очень интересным, кстати, стало наблюдение одного из наших активистов Константина Иванова, учителя истории. Глубоко изучая быт военного периода, он заметил, насколько ювелирно выполнены принадлежавшие Антону Павловичу медицинские инструменты – хоть сейчас бери и оперируй. Особенно в сравнении с топорным инвентарём, которым приходилось пользоваться хирургам в советских госпиталях…

Культурные открытия в гроте Шаляпина. Прокопий Сметанин и Кристина Гейн.jpgВоенная тематика, естественно, не могла не остаться незатронутой во время этой поездки: сама здешняя земля служила постоянным напоминанием об ожесточённыхкрымских сражениях и годах вражеской оккупации. С поэзией тех грозных и горьких летдень за днём знакомилсвоих молодых коллег заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России 1993», кавалер почётного знака «Общественное признание», профессор Брянского государственного университета Олег Парамонов. Это, кстати, ещё одна традиция образовательных туров – приглашать в путешествие наставников и экспертов, непосредственное общение с которыми способно дать молодёжи нравственные и профессиональные ориентиры.

-Мы познакомилисьво время областного конкурса «Педагог года», где Олег Геннадьевичвыступал в качестве председателя жюри. С момента своей победыон, кстати,остаётся бессменным членом жюри этого конкурса на российском уровне и постоянно выезжает с мастер-классами в различные регионы страны и за рубеж. Ещё –пишет прекрасные стихи и выпустил уже пятьсобственных книг. Признаюсь: не часто мне приходилось видеть литератора, так хорошо знающего и любящего советскую поэзию. Мы с удивлением узнали, что он лично встречался с Ниной Николаевной Грин, вдовой Александра Грина, был знаком с Давидом Самойловым и Степаном Щипачёвым,поддерживает тёплые отношенияс Евгением Евтушенко. Будучи инициатором знаменитого проекта «20-й век глазами русских поэтов», Олег Геннадьевич много говорил с ребятами об умении правильно воспринимать поэтические произведения. Начало захватившей всех дискуссии положила знаменитая строчка Евтушенко: «Поэт в России больше чем поэт…», которую Олег Геннадьевич продолжил поэтическим экспромтом:

Был творец, а сделался мессией

Неземным наставникам под стать.

Так сложилось, что поэт в России

Больше чем поэтом хочет стать.

 

Жаль, не понимает он при этом,

К вещему пророчеству стремясь,

Что перестаёт он быть Поэтом,

Больше чем поэтом становясь.

 

Мы рассуждали: а не теряется ли поэзия как самостоятельная ценность, когда на первое место выходит это самое «больше»?И разве не тоже сегодня происходит с нами, когда от нас требуют быть «универсальными солдатами» и «сверхучителями»? Нам придумывают профстандарты, ждут научных знаний, углублённого изучения этики и психологии, заваливают бумажной работой. А ведь даже заполнение электронных и "бумажных" журналов – это новая дополнительная нагрузка, котораяпоглощает внимание и время,отрывает нас от учеников…  Правильно ли всё это? Может быть, пора вернуться к мысли, что главное в учителе – его моральные качества и любовь к профессии? А вместо постоянных и однообразных методических консультаций хотя бы раз в год заказывать чартер и на несколько дней вывозить педагогов туда, куда сами они в текучке дел вряд ли соберутся: в Карелию, в Санкт-Петербург, на море.Важноведь и то, что такие поездки позволяют нам взаимодействовать с коллегами из других регионов  – непосредственно, а не через социальные сети. Ребятам было очень приятно, когда с ярким приветственным словом к ним обратилась Екатерина Ивановна Волкова, председатель крымской республиканской организации Профсоюза образования, а по чеховскому саду "вечной весны" с нами гуляла Анна Володина, председательСовета молодых педагогов Крыма. Во время встречи обсуждались проблемы, общие для молодёжи различных регионов страны, следовательно, закладывались основы будущего сотрудничества.И оно, как нам кажется, может оказатьсяплодотворным –невзирая даже на тысячи километров, которые разделяют Западную Сибирь и Черноморское побережье.

 

Перешагнуть незримые границы

Это маленькое путешествие позволило убедить его участников, что рамки (не только территориальные, но и социальные, и профессиональные, и семейные) – понятие условное и легко преодолимое, когда речь заходит о том, что принято назвать «личностным ростом». Не секрет,что крестьянские корни не помешали АнтонуЧехову стать одним из виднейших российских интеллигентов, а примерынаших современников,открытых к общениюи дружбе, – и подавно стимул для пробы собственных сил. С Олегом Геннадьевичем Парамоновым в тур отправилась его супруга,Любовь Владимировна Цивинская- учительницаматематики, способная, как признали ребята,в литературных познаниях «заткнуть за пояс» любого филолога. В её компании мыв свободное время побывали в Старом Крыму,в доме Александра Грина, вАрмянскоммонастыре "Сурб Хач", искупались в целебном источнике святого Пантелеймона Целителя… Удивительный образец увлечённого и яркого экскурсовода продемонстрировал Вадим Александрович Шушунов, научный сотрудник дома-музея Максимилиана Волошина «Киммерия» в Коктебеле.Один облик его чего стоил: льняные одежды, босые ноги, ухоженные волосы, подхваченные расшитым кушачком.И стихи он читал самозабвенно, и на любой вопрос готов был дать исчерпывающий ответ. Он провел нас по всем мемориальным комнатам дома Волошина, которые недоступны для широкого круга посетителей музея. Когда познакомились ближе, оказалось, что он актёр народного театра, многодетный отец, заядлый турист, а ещё – глубоко верующий человек…

Шаг за шагом Крым покорял и влюблял в себятюменцев. Вместо того, чтобы лишний часок полежать на пляже, ребята срывались то в Севастополь, то в Бахчисарай, то в Херсонес, осматривали Ласточкино гнездо и Ливадийскийдворец, много общались с местными жителями. Каждый подмечал и запоминал своё: как положена старинная кладка домов, как организовано музейное пространство, как растёт семисотлетний можжевельник. Видели и суровый грабово-буковый лес из военной юности Юлии Друниной…

-Мы побывали на могиле Юлии ВладимировныДруниной и её мужа,Алексея Каплера. Кладбище поросло фруктовыми деревьями, могилы буквально утопали в опавших плодах и ягодах.Одна наша учительница ладонями собрала пыльс надгробной плиты и сухие ветки от дерева. Это было очень трогательно и значимо, ведь каждое такое прикосновение позволяетчеловекупо-новому оценить свои возможности, внести хотя бы маленький вклад в сохранение памяти, отдать дань традициям. Почувствовать, наконец, свою способность преодолеть границы региона, а может быть даже страны. И эти пережитые эмоции обязательно найдут выход во время их будущих уроков, заставят больше думать о духовной составляющей педагогического труда, а не только о том, как бы добиться от работодателя дополнительных выплат. Отличную практику поездка дала нашим педагогам и как будущим организаторам детского досуга. Они не только научились сами планировать маршруты, но и договаривались с туристическими агентствами, экскурсоводами, водителями, нередко добиваясь от них значительной скидки. Беседы на профессиональные темы становились всё ярче и оригинальнее даже в самой своей подаче – например, обсуждение льгот и гарантий молодым учителям,оказалось, прекрасно зазвучало в контексте поэзии Волошина, а к нашим деловым бранчам (дискуссионным завтракам), немного понаблюдав за ними, решила  присоединиться дирекция, отдыхающие и персонал отеля «Форум».

Национальный парк Можжевеловая роща.jpgЗамечательная возможность выпалаи тем из ребят, кто стремился продемонстрировать свои таланты – профессиональные и не только…. Сургутянин Чингиз Ганжеев играл на варгане, тоболяк Денис Распускалов – на гавайской гитаре. Инна Баева, учитель музыкииз Надыма, анализировала речь экскурсоводов с позиции её музыкальности и поделилась своим увлечением - звонить в колокола местного храма. Кристина ГейнизГолышмановорассказала о мотивах любви в произведениях Александра Грина. Учительница из Ишима, красавица Анна Троегубова  по дороге в Ялту   нарисовала портрет Олега Геннадьевича Парамонова с натуры, в автобусе. Причём герой портрета даже не заметил урывистых взоров Ани. Это было по дороге в музей "Белая дача" А.П. Чехова. Как оказалось, дедушка Анны, художник, много лет назад писал портрет Антона Чехова, который заезжал в Тюмень  во время своего путешествия по Сибири. Раскрылись и другие участники тура, причём в самых неожиданных ситуациях.Так,все подметили нехрестоматийный подход к воспитанию, который продемонстрировали Денис и Альбина Пузиковы, педагоги Сладковского района. Когда их малыш уставал от мероприятий в музеях и начинал капризничать, ребятам всегда удавалось его мастерски успокоить иувлечь, не мешая остальной группе.

-Как один из итогов минувшего лета,- заключил Иван Васильевич, - мы почувствовали, насколько сплочённее стал наш совет.Если раньше мыс трудом находили компромиссы и далеко не всегда могли между собой договориться, нынче большинство из нас постарались проявить свои лучшие качества.Образовался круг друзей, умеющих слушать собеседников и вести диалог, а, следовательно, способныхотстоятьсвоё мнение в школьном коллективе и сдвинуть с мёртвой точки прежде непосильное дело. Многие стали заметно внимательнее и добрее – и друг к другу, и к окружающим. Когда одной из девушек после перелёта вернули испорченный багаж,остальные собралиденьги, чтобы она могла купить себе новые вещи. Цветы и сувениры приобретали не в магазинах, а у местных бабушек –это было не всегда удобно, зато позволяло поддержать конкретного человека, а если повезёт, услышать рассказ оего долгой непростой жизни… Это, наверное,ещё одна победа молодых лидеров Профсоюза. Ведь у него тоже есть своя очень важная миссия. Она называется – «неравнодушие».

 

Комментарии:

Марина Селивёрстова, учитель английского языка, Тюмень:

Постоянное самообразование и поддержание себя в культурном «тонусе» - это особенность и, пожалуй, преимущество учительской профессии. Лето же – лучшее время не только для активного отдыха, но и возможность погрузиться в любимый мир писателей, художников, музыкантов…
Культурно-образовательные туры, уже на протяжении 5 лет организуемые  Профсоюзом образования Тюменской области совместно с Советом молодых педагогов, позволяют активным и талантливым учителям нашей области совместить отдых с необходимым  личностным развитием, которое, можно с уверенностью сказать, всегда отражается на качестве уроков и внеклассных мероприятий, ибо живое присутствие, сопричастность прочитанному, а затем увиденному собственными глазами обязательно выльется в творческие идеи и вдохновенную работу в любимой профессии.

И дело не только в общем впечатлении или новом восприятии сада Чехова на Белой Даче или аллеи Анны Керн в Михайловском: известно, что атмосфера места меняет человека, позволяет ему вдуматься, всмотреться в ранее неизведанные грани своей личности. Судя по отзывам участников туров, самое ценное для них – возможность увидеть мир и общение с коллегами.

 

Максим Гришин, председатель СМП республики Марий Эл:

Давно знаю о том, что Совет молодых педагогов Тюменской области реализует проект культурно-образовательного тура. Этим летом мне посчастливилось увидеть это мероприятие своими глазами! Тур кардинально отличается от проектов для молодых педагогов других субъектов. Аналогов нет ни в Российской Федерации, ни, скорее всего, в мире! Ненавязчивая обстановка позволяет полностью погрузиться и познакомиться с культурными объектами и литературными гениями. Примечательно и то, что данный проект носит систематический характер, количество участников из года в год возрастает. Огромное спасибо Совету молодых педагогов Тюменской области и Тюменской межрегиональной организации Общероссийского Профсоюза образования за реализацию идеи!

 

Алёна Сафонова, педагог-психолог, Ханты-Мансийск:

 

Написание отзыва помогло мне заново прожить эти замечательные дни в Крыму с прекрасными людьми и наставниками. В этот же момент я вспомнила о своих размышлениях о статусе учителя в современном обществе. За последнее время положение учительства и его рейтинг значительно упал в глазах подросшего поколения и их детей. Что к этому привело? Какие факторы? Что зависит от самого учителя в этой ситуации? Социум уже сформировался с такими взглядами и убеждениями по отношению к учителю – это не переделать. Учитель должен, обязан всех понять, услышать и соблюдать права других. Давление на педагога происходит со всех сторон: родители, администрация, личная неудовлетворенность… Учитель задыхается и начинает увядать, выгорать. Одевает маску работника, выполняющего свою функцию. Перестает отличать действительно важное в том, что от него требуют. Человек перестает себя любить в таких условиях постоянных дедлайнов, повышенной ответственности, искусственно и неадекватно завышенных ожиданий от его результатов. Учитель перестает себя уважать. И прекрасно вписывается в сформировавшуюся систему отношения к педагогу. Он уже является тем, кого ни дети, ни родители, ни администрация ни во что не ставят. Ситуация ухудшается и процесс превращается в порочный круг.

Учитель должен только одно и только себе! Он должен развиваться, открывать новые возможности и горизонты, как духовные, так и географические. Времени делать это часто не находится. И такие мероприятия, как литературно-образовательные туры – это прекраснейшая профилактика таких состояний и помощь педагогам в поисках себя и в личностном развитии.

Учитель работает с детьми. А период детства – это период скоростного и объемного разностороннего развития личности. И если педагог, по различным причинам, не может находиться в таких же ускоренных условиях личностного развития – он отстает от ребенка. А детство уважает старшее поколение за его возможность передать свои знания, опыт, впечатления. И вместо того, чтобы по классическим педагогическим расстановкам ученик тянулся к учителю – он его обгоняет во многих жизненных аспектах. Ребенку нечему здесь учится.

Когда учитель всё лето занимается домашними делами, подготовками планов и программ к новому учебному году, обогащает свои знания в прежних условиях - он продолжает работать. Эмоционально и духовно он не наполняется. Ему нечего разделить с детьми, которые получили за тот же период отдыха массу впечатлений, знаний и открытий, расширяющих сознание. Дети теряют всякий интерес, как к личности учителя, так и к его предмету.

Такие мероприятия, как литературно-образовательные туры, позволяют вдохновиться, отряхнуться от обыденности и почувствовать себя частью богатого педагогического потенциала. Мне позитивно отзывается мысль, проходящая красной нитью через все проекты движения молодых педагогов Тюменской области, повышение статуса, престижа профессии педагога. И все организаторы молодежного движения успешно стравляются с этой ответственной и важной миссией. Эти люди создают развивающие условия для каждого, кто попадает в круг событий их дел. Я благодарю организаторов и их помощников за тот колоссальный труд в поисках выдающихся наставников, заслуженных учителей, в решении организационных вопросов и в умении подобрать разносторонних участников мероприятий, которых им, совершенно волшебным образом, удается повести за собой в определенном одноконтекстном направлении развития и духовно-нравственного обогащения.

Учитель должен быть отдохнувшим, спокойным, удовлетворенным и воодушевленным. Именно в таком состоянии он даст в тысячи раз больше жизненных и научных знаний, чем при помощи мультфильмов, анимации, презентаций, мультимедийных установок и прочей излишней наглядности. Если человек интересен, если он уважает себя и свое дело, а не просто выполняет должностные обязанности, дети будут с упоением слушать и внимать такому педагогу. В современных условиях школа выполняет помимо образовательной функции и воспитательную. А воспитывать можно только примером – лучше метода и приема не открыто по сей день. Дети будут хотеть быть похожими на этого счастливого, разностороннего и увлеченного человека. Я желаю всем участникам литературно-образовательного тура, что бы ученики равнялись на них.

Текст: Виктория Ермакова

 



buttons buttons buttons