Августовский съезд педагогических работников «Образование Югры: от приоритетов к качеству»
Дорогие друзья, уважаемые коллеги!
Проведение августовского съезда – новая педагогическая традиция в рамках августовских педагогических мероприятий, которые позволили создать пространство для открытого диалога представителей образовательной среды, образовательного сообщества, Профсоюза образования по обсуждению основных результатов 2014-2015 учебного года; выявлению ресурсов и определению механизмов реализации приоритетных направлений развития окружной системы образования.
В среднесрочной перспективе в развитии системы образования акцент должен быть перенесён с реформы организационно-экономических механизмов и укрепления инфраструктуры на достижение нового качества образовательных результатов.
Объектом образовательной политики сегодня следует считать не столько систему школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько всю сферу образования и социализации молодого поколения.
В условиях сокращения численности населения именно качество человеческого потенциала может позволить России быть конкурентноспособной и адекватно ответить на вызовы постиндустриальной эпохи. Один из ключевых факторов качества человеческого капитала - образование и социализация детей. Сегодняшние дети и подростки - это наиболее активная часть российского общества и экономики следующих десятилетий. В то же время образование - важнейший ресурс для самого человека, его самореализации.
Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны. Одним из ключевых направлений государственной социальной политики на сегодняшний день является развитие педагогического кадрового потенциала.
В своей программной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» Владимир Владимирович Путин обратил внимание на необходимость выхода на эффективный контракт с педагогическими работниками. Эффективный контракт – это не простое повышение оплаты труда педагогов, а реально работающая «увязка» заработной платы с качеством и результатами педагогической работы.
Поэтому исключительно важно понимание целей введения эффективного контракта каждым руководителем и работником системы образования.
Ресурсы, которые сегодня имеет каждая образовательная организация, дают возможность управлять развитием образования и должны основываться на идее и принципах эффективного контракта. Подчеркивается, в каждом конкретном случае необходимо учитывать условия, в которых работает образовательная организация, ее коллектив.
Таким образом, внедрение эффективного контракта как комплекса мер по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, создание механизма стимулирования к повышению качества оказываемых услуг и эффективности работы образовательных организаций продолжает оставаться основной задачей 2015-2016 г.г.
Государственные и муниципальные организации должны продолжить поэтапный перевод своих сотрудников на трудовые договоры, оформленные с учетом новых принципов эффективности.
Разработка критериев эффективности деятельности педагогических работников предполагает не только активную работу администрации образовательных организаций, органов исполнительной власти, но и широкое участие профессиональных сообществ, Профсоюза. Эффективный контракт вводит единый набор требований к исполнению профессиональных обязанностей и результатам труда. Фактически речь идет о более четкой, более предметной фиксации должностных обязанностей посредством контракта.
Переход на эффективный контракт и профстандарт педагога - важнейшие вопросы сегодняшнего дня, поэтому так важно определить роль и посильный вклад Профсоюзов в решение этих глобальных задач.
Весь прошедший учебный год наши усилия были сосредоточены на работе с кадрами, повышении компетентности каждого работника через систему аттестации, обучения, повышения квалификации.
Институтом развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры усовершенствованы и активизированы механизмы сотрудничества с педагогическими коллективами через Интернет-ресурсы для более удобного прохождения аттестационных процедур педагогами.Профсоюзом внесены дополнения в раздел «Аттестация педагогических работников» «Соглашения между Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО-Югры и Ханты-Мансийским окружным Профсоюзом образования и науки Российской Федерации». Необходимо объединить все возможности и ресурсыПрофсоюза с возможностями методических служб городов, районов, образовательных учреждений разного вида и типа для того, чтобы работать слаженно и открыто на благо аттестуемых педагогов.
Наша цель - компетентно построить дальнейшую работу таким образом, чтобы ее содержание максимально соответствовало реалиям сегодняшнего дня, помогало педагогам безболезненно и на высоком уровне подготовиться и пройти процедуру аттестации так, как этого требует «Новый порядок аттестации».
За последнее время в системе образования происходят разнообразные изменения. Они во многом связаны с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". На начало нового, 2015 года были приняты некоторые подзаконные акты, без которых закон не смог бы полноценно заработать
К сожалению, пока не все разногласия сняты, остается ряд нерешенных вопросов, в том числе, поставленных Профсоюзом. Особенно много вопросов вызвало принятие законопроектов, появившихся в связи с грядущим введением профессиональных стандартов в сфере образования в масштабе России.
Введение профессиональных стандартов имеет конкретные цели. Среди них – определение трудовых функций работников, разработка штатных расписаний, должностных инструкций, тарификация работ, создание системы оплаты труда, аттестация, организация обучения работников. В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект об обязательном применении профстандартов в государственных компаниях, госучреждениях, во всем госсекторе. Тарифно-квалификационные справочники, а затем профстандарты будут обязательны для применения там, где установлены льготы для работников и ограничения, а в сфере образования есть и то, и другое.
Сегодня к учителю предъявляют множество требований, иногда откровенно завышенных. Но несомненно то, что учитель должен быть творческой индивидуальностью, обладающей оригинальным, проблемно-педагогическим критическим мышлением, умеющим создавать многовариантные программы, опирающиеся на передовой опыт и новые технологии обучения, применять все это в практической деятельности.Словом, учитель должен быть хорошо образованным, мобильным и конкурентоспособным. Создание модели учительской профессии, соответствующей требованиям современной образовательной политики и обеспечивающей способность педагога реализовывать эту политику в своей повседневной практической деятельности - забота профессионального сообщества и, в том числе, Профсоюзов.
Как отмечает большинство участников - Съезд прошел на подъеме. Он работал два дня, и весь первый день был полностью посвящен дискуссионным площадкам, работало множество секций по различным направлениям и проблемам развития образования. Это была серьезная дискуссия, отработка проблемных точек и вопросов, поиск механизмов решения задач, стоящих сегодня перед школой, органами власти, Профсоюзом.
Покидая коридоры съезда, делегаты разъезжались по домам с желанием работать, поднимать уровень образования, унося с собой уверенность, что учитель – главная фигура модернизации – об этом открыто говорит Правительство, Президент Российской Федерации.
В ходе коллективной работы сложилось определенное понимание задач, которые ставит Министерство; задач учителя, педагога по их реализации; направлений, по которым Профсоюзу необходимо шагать рядом с педагогом, помогая, поддерживая, защищая и помогая в решении непростых вызовов времени.
Разрешите поблагодарить всех, кто искренне и заинтересованно включился в совершенствование системы образования нашего региона и уверенно движется на качественно новый уровень развития.
От всей души поздравляю всех коллег с началом нового учебного года и искренне желаю каждому, чтобы в наступающем году мы все еще больше доверяли тому, кто рядом, и верили в себя!
Председатель Ханты-Мансийской окружной
организации Профсоюза
работников народного образования и науки
Российской Федерации Л.Ф. Болдырева
Проведение августовского съезда – новая педагогическая традиция в рамках августовских педагогических мероприятий, которые позволили создать пространство для открытого диалога представителей образовательной среды, образовательного сообщества, Профсоюза образования по обсуждению основных результатов 2014-2015 учебного года; выявлению ресурсов и определению механизмов реализации приоритетных направлений развития окружной системы образования.
В среднесрочной перспективе в развитии системы образования акцент должен быть перенесён с реформы организационно-экономических механизмов и укрепления инфраструктуры на достижение нового качества образовательных результатов.
Объектом образовательной политики сегодня следует считать не столько систему школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько всю сферу образования и социализации молодого поколения.
В условиях сокращения численности населения именно качество человеческого потенциала может позволить России быть конкурентноспособной и адекватно ответить на вызовы постиндустриальной эпохи. Один из ключевых факторов качества человеческого капитала - образование и социализация детей. Сегодняшние дети и подростки - это наиболее активная часть российского общества и экономики следующих десятилетий. В то же время образование - важнейший ресурс для самого человека, его самореализации.
Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны. Одним из ключевых направлений государственной социальной политики на сегодняшний день является развитие педагогического кадрового потенциала.
В своей программной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» Владимир Владимирович Путин обратил внимание на необходимость выхода на эффективный контракт с педагогическими работниками. Эффективный контракт – это не простое повышение оплаты труда педагогов, а реально работающая «увязка» заработной платы с качеством и результатами педагогической работы.
Поэтому исключительно важно понимание целей введения эффективного контракта каждым руководителем и работником системы образования.
Ресурсы, которые сегодня имеет каждая образовательная организация, дают возможность управлять развитием образования и должны основываться на идее и принципах эффективного контракта. Подчеркивается, в каждом конкретном случае необходимо учитывать условия, в которых работает образовательная организация, ее коллектив.
Таким образом, внедрение эффективного контракта как комплекса мер по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, создание механизма стимулирования к повышению качества оказываемых услуг и эффективности работы образовательных организаций продолжает оставаться основной задачей 2015-2016 г.г.
Государственные и муниципальные организации должны продолжить поэтапный перевод своих сотрудников на трудовые договоры, оформленные с учетом новых принципов эффективности.
Разработка критериев эффективности деятельности педагогических работников предполагает не только активную работу администрации образовательных организаций, органов исполнительной власти, но и широкое участие профессиональных сообществ, Профсоюза. Эффективный контракт вводит единый набор требований к исполнению профессиональных обязанностей и результатам труда. Фактически речь идет о более четкой, более предметной фиксации должностных обязанностей посредством контракта.
Переход на эффективный контракт и профстандарт педагога - важнейшие вопросы сегодняшнего дня, поэтому так важно определить роль и посильный вклад Профсоюзов в решение этих глобальных задач.
Весь прошедший учебный год наши усилия были сосредоточены на работе с кадрами, повышении компетентности каждого работника через систему аттестации, обучения, повышения квалификации.
Институтом развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры усовершенствованы и активизированы механизмы сотрудничества с педагогическими коллективами через Интернет-ресурсы для более удобного прохождения аттестационных процедур педагогами.Профсоюзом внесены дополнения в раздел «Аттестация педагогических работников» «Соглашения между Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО-Югры и Ханты-Мансийским окружным Профсоюзом образования и науки Российской Федерации». Необходимо объединить все возможности и ресурсыПрофсоюза с возможностями методических служб городов, районов, образовательных учреждений разного вида и типа для того, чтобы работать слаженно и открыто на благо аттестуемых педагогов.
Наша цель - компетентно построить дальнейшую работу таким образом, чтобы ее содержание максимально соответствовало реалиям сегодняшнего дня, помогало педагогам безболезненно и на высоком уровне подготовиться и пройти процедуру аттестации так, как этого требует «Новый порядок аттестации».
За последнее время в системе образования происходят разнообразные изменения. Они во многом связаны с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". На начало нового, 2015 года были приняты некоторые подзаконные акты, без которых закон не смог бы полноценно заработать
К сожалению, пока не все разногласия сняты, остается ряд нерешенных вопросов, в том числе, поставленных Профсоюзом. Особенно много вопросов вызвало принятие законопроектов, появившихся в связи с грядущим введением профессиональных стандартов в сфере образования в масштабе России.
Введение профессиональных стандартов имеет конкретные цели. Среди них – определение трудовых функций работников, разработка штатных расписаний, должностных инструкций, тарификация работ, создание системы оплаты труда, аттестация, организация обучения работников. В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект об обязательном применении профстандартов в государственных компаниях, госучреждениях, во всем госсекторе. Тарифно-квалификационные справочники, а затем профстандарты будут обязательны для применения там, где установлены льготы для работников и ограничения, а в сфере образования есть и то, и другое.
Сегодня к учителю предъявляют множество требований, иногда откровенно завышенных. Но несомненно то, что учитель должен быть творческой индивидуальностью, обладающей оригинальным, проблемно-педагогическим критическим мышлением, умеющим создавать многовариантные программы, опирающиеся на передовой опыт и новые технологии обучения, применять все это в практической деятельности.Словом, учитель должен быть хорошо образованным, мобильным и конкурентоспособным. Создание модели учительской профессии, соответствующей требованиям современной образовательной политики и обеспечивающей способность педагога реализовывать эту политику в своей повседневной практической деятельности - забота профессионального сообщества и, в том числе, Профсоюзов.
Как отмечает большинство участников - Съезд прошел на подъеме. Он работал два дня, и весь первый день был полностью посвящен дискуссионным площадкам, работало множество секций по различным направлениям и проблемам развития образования. Это была серьезная дискуссия, отработка проблемных точек и вопросов, поиск механизмов решения задач, стоящих сегодня перед школой, органами власти, Профсоюзом.
Покидая коридоры съезда, делегаты разъезжались по домам с желанием работать, поднимать уровень образования, унося с собой уверенность, что учитель – главная фигура модернизации – об этом открыто говорит Правительство, Президент Российской Федерации.
В ходе коллективной работы сложилось определенное понимание задач, которые ставит Министерство; задач учителя, педагога по их реализации; направлений, по которым Профсоюзу необходимо шагать рядом с педагогом, помогая, поддерживая, защищая и помогая в решении непростых вызовов времени.
Разрешите поблагодарить всех, кто искренне и заинтересованно включился в совершенствование системы образования нашего региона и уверенно движется на качественно новый уровень развития.
От всей души поздравляю всех коллег с началом нового учебного года и искренне желаю каждому, чтобы в наступающем году мы все еще больше доверяли тому, кто рядом, и верили в себя!
Председатель Ханты-Мансийской окружной
организации Профсоюза
работников народного образования и науки
Российской Федерации Л.Ф. Болдырева