Резолюция областного Форума "По СтоПам", посвященного 100-летию системы дополнительного образования

            С 11 по 13 апреля 2018 г. на базе ООО "Кисегач" г. Чебаркуль проведен областной Форум "По СтоПам", посвященный 100-летию системы дополнительного образования в РФ (далее - Форум).

            Форум проведен по инициативе Челябинской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ совместно с Министерством образования и науки Челябинской области.

            Участниками Форума стали 150 представителей педагогического сообщества Челябинской области, в том числе: представители органов управления в сфере образования, руководители учреждений дополнительного образования, председатели профсоюзных организаций, ветераны педагогического труда, победители конкурсов профессионального мастерства, молодые педагоги.

            В работе Форума приняли участие: Министр образования и науки Челябинской области А.И. Кузнецов, председатель Федерации профсоюзов Челябинской области Н.Н. Буяков, председатель областной организации Профсоюза Ю.В. Конников, заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Челябинской области по социальной политике И.В. Егоров, председатель Общественной палаты Челябинской области О.В. Дубровин, Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области И.В. Буторина, а также гости Форума: представители профсоюзных организаций Курганской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

             От Ханты-Мансийской окружной организации Профсоюза в работе Форума  приняли участие  представители  учреждений дополнительного образования детей    Октябрьского района,  г. Ханты-Мансийска.

            Все участники Форума отметили важность развития системы дополнительного образования детей. Наша страна первая в мире, где это направление воспитания и обучения выросло в систему центров, домов детского творчества, детско-юношеских спортивных школ, станций юных техников и юных натуралистов, кружков и секций в общеобразовательных школах. Миллионам детей, подростков дополнительное образование помогло раскрыть свои дарования, таланты, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги в будущей профессии.

            Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей;  создает условия для полезного досуга, командной и коллективной деятельности, является эффективным средством профилактики асоциальных негативных явлений в молодежной среде, формирует позитивные установки взрослеющей личности.

            Несмотря на то, что уровень образования называется «дополнительным», именно он является площадкой для проб подростков при подготовке к выбору своей жизненной траектории, в том числе, профессиональной карьеры. Дополнительное образование, которое отличается своей гибкостью, вариативностью, разноуровневостью, становится важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни.

            В 2018 году системе российского дополнительного образования детей исполняется 100 лет.

            За последние годы в нашей стране принят ряд документов, официально включающих дополнительное образование детей в ряд приоритетов государственной образовательной политики, сформирована долгосрочная стратегия развития дополнительного образования детей в современных условиях.

            В настоящее время в системе дополнительного образования детей Челябинской области:

         - происходит расширение содержания образования на основе разработки вариативных модульных программ, рассчитанных на широкий возрастной диапазон, стимулирующих творческую и исследовательскую деятельность детей;

            - применяются новые технологии обучения;  

            - используются дистанционные, заочные, очно-заочные формы обучения, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

        - создаются межведомственные системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и учащейся молодежи в течение всего периода становления личности;

            - успешно реализуется образовательный проект "Темп";  

            - развиваются дополнительные образовательные программы в области туризма, отдыха и оздоровления детей;

            - происходит интеграция дополнительного образования и Российского движения школьников.

            В рамках работы Форума большое внимание было уделено обновлению содержания и формам организации образовательной деятельности, подготовке педагогических и управленческих кадров в сфере дополнительного образования детей, применению эффективных моделей и практик работы с талантливыми детьми.  Состоялись "круглые столы", проводились мастер-классы под общим девизом "100 идей", были организованы встречи ветеранов педагогического труда с молодыми педагогами дополнительного образования.

 

                        По итогам работы Форума участники обращаются:

 

1. К региональным и муниципальным органам законодательной и исполнительной власти, органам управления образованием:


1) поддерживать инициативы по развитию перспективных направлений дополнительного образования, связанных с организацией научно-технического творчества детей в области программирования и робототехники, направленных на формирование инновационного и предпринимательского мышления;

2) всемерно поддерживать и развивать основные приоритеты государственной политики в области дополнительного образования детей:

            - увеличение охвата детей, занимающихся в детских объединениях системы дополнительного образования;

            -  воспитание патриотов страны на основе общечеловеческих ценностей;

        - ориентация учащихся на освоение профессий, востребованных в научных отраслях и в экономике страны и региона, повышение интенсивности реализации образовательного проекта "Темп";

            - поддержка талантливой молодежи – будущих профессиональных кадров России и Челябинской области;

            - социализация учащихся с целью формирования конкурентоспособной личности, способной взаимодействовать с окружающим миром;

            - интеграция учебной, исследовательской и практической деятельности учащихся в сфере дополнительного образования;

3) не допускать свертывания организаций, снижения фондов оплаты труда в системе дополнительного образования детей; содействовать доступности дополнительного образования детей, проживающих в «малых» поселках и сельской местности; способствовать развитию дополнительного образования детей средствами дистанционных образовательных технологий;

4) принимать меры по созданию современной материально- технической базы и безопасных условий для участников образовательного процесса в организациях дополнительного образования;

5) рассмотреть вопрос о создании механизмов формирования заказа на подготовку кадров для сферы дополнительного образования детей в сфере высшего и среднего профессионального образования;

6) способствовать развитию эффективных систем организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися; создавать условия для развития летних практик обучающихся, организации сплавов, походов, экспедиций в рамках развития проектов экотуризма, отдыха и оздоровления детей;

7) развивать практику проведения конкурсов, слетов, направленных на повышение профессионального мастерства педагогических работников («Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Лидер в образовании»,  «Педагогический дебют» и другие);

8) расширять систему грантов для талантливой молодежи и творчески работающих педагогов системы дополнительного образования;

9) совершенствовать муниципальные модели управления системой дополнительного образования детей;

10) оказывать поддержку муниципалитетам, которые активно содействуют распространению инновационного опыта организаций дополнительного образования детей, стимулируют процесс сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования с образовательными организациями, учреждениями культуры и спорта, общественными, профессиональными, бизнес-структурами.

2. К педагогическому сообществу и общественным организациям:


1) содействовать увеличению охвата детей дополнительными общеобразовательными программами по всем направленностям;

2) принять меры по предоставлению равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам:

- для детей, проживающих в отдаленных территориях и в сельской местности;

- для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- для детей, проявивших выдающиеся способности;

3) сохранять традиции, поддерживать и развивать лучшие педагогические практики и технологии воспитания и социализации детей в дополнительном образовании;

4) содействовать поиску новых возможностей обеспечения безопасности детей и подростков в сети Интернет;

5) инициировать включение профессиональных педагогических сообществ в решение проблем кадрового потенциала дополнительного образования, в том числе через развитие системы наставничества и привлечение молодых специалистов в учреждения дополнительного образования, расширение сферы деятельности Клубов молодых педагогов;

            6) содействовать дальнейшей интеграции дополнительного образования детей и Российского движения школьников.

7) развивать дополнительные общеобразовательные программы в рамках проектов отдыха и оздоровления детей, внедрять в образовательную деятельность эффективные формы работы в условиях природной среды (походы, сплавы, слеты, экспедиции);

8) поддерживать создание вариативной многоуровневой системы профессиональных конкурсов для педагогов сферы дополнительного образования детей;

 9) отметить значимость родительского просвещения и использовать механизм социальной рекламы в сфере дополнительного образования, продолжить работу, направленную на популяризацию института дополнительного образования детей;

10) провести в территориях праздничные мероприятия, посвященные 100-летнему юбилею системы дополнительного образования в РФ;

 11) инициировать на федеральном уровне официальное утверждение профессионального праздника "День работника системы дополнительного образования детей".

3. К широкому кругу родительской общественности:


1) познакомить детей с ближайшими учреждениями дополнительного образования (Дворцами, Центрами, Станциями, Клубами), продемонстрировать их возможности, альтернативные улице и компьютерным играм; информировать о собственном положительном опыте занятий в кружках и секциях дополнительного образования, определив их роль в дальнейшем жизненном и профессиональном самоопределении;

2) всемерно поддерживать и укреплять традиции системы дополнительного образования, оказывать помощь в пропаганде и развитии детских объединений различной направленности;

3) поздравить педагогов дополнительного образования со 100-летним юбилеем системы дополнительного образования, рассказать в СМИ о лучших педагогах, принять участие в областном конкурсе "Педагог дополнительного образования в моей судьбе".

            4. К Делегатам и участникам Форума, руководителям организаций дополнительного образования, а также общеобразовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования:


1) провести работу по информированию (на семинарах и конференциях, в СМИ, в интернет сетях) своих коллег и всех заинтересованных лиц и организаций об итогах работы Форума;

2) принять активное участие в деятельности профессиональных объединений работников дополнительно образования;

3) способствовать росту взаимодействия профессиональных сообществ, образовательных организаций и органов муниципального и государственного управления;

4) провести обсуждение в своих организациях основных идей, предложений, выработанных Форумом; познакомить с наиболее интересными практиками, которые были представлены во время работы Форума; провести дискуссию относительно достижений и недостатков дополнительного образования, рациональности предложенных путей решения наиболее актуальных проблем.

 

 

Главный правовой инспектор труда

Челябинской областной организации Профсоюза работников

народного образования и  науки

Российской Федерации                                                                                Ю.В. Конников

 

20 апреля 2018г.