Августовский съезд педагогических работников «Образование Югры: от приоритетов к качеству»

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

  Проведение августовского съезда  –  новая  педагогическая традиция в рамках августовских педагогических мероприятий, которые   позволили создать пространство для открытого диалога представителей образовательной среды, образовательного сообщества, Профсоюза образования  по обсуждению основных результатов 2014-2015 учебного года; выявлению ресурсов и определению механизмов реализации приоритетных направлений развития окружной  системы образования.
          В среднесрочной перспективе  в развитии системы образования акцент должен быть  перенесён  с реформы  организационно-экономических  механизмов  и укрепления  инфраструктуры  на достижение  нового качества образовательных результатов.
       Объектом образовательной политики сегодня  следует считать  не столько систему  школ  и дошкольных образовательных учреждений, сколько всю сферу  образования и социализации  молодого поколения.
       В условиях  сокращения численности населения  именно качество  человеческого потенциала  может позволить России  быть конкурентноспособной  и адекватно  ответить  на вызовы  постиндустриальной  эпохи. Один из ключевых факторов качества  человеческого капитала -  образование и социализация детей.  Сегодняшние дети и подростки  - это  наиболее  активная  часть  российского общества  и экономики следующих десятилетий. В то же время  образование  -  важнейший ресурс  для самого человека, его самореализации.
Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны. Одним из ключевых направлений государственной социальной политики на сегодняшний день является развитие педагогического кадрового потенциала.
В своей программной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» Владимир Владимирович Путин обратил внимание на необходимость выхода на эффективный контракт с педагогическими работниками. Эффективный контракт – это не простое повышение оплаты труда педагогов, а реально работающая «увязка» заработной платы с качеством и результатами педагогической работы.
Поэтому исключительно важно понимание целей введения эффективного контракта каждым руководителем и работником системы образования.
Ресурсы, которые сегодня имеет каждая образовательная организация, дают возможность управлять развитием образования и должны основываться на идее и принципах эффективного контракта. Подчеркивается, в каждом конкретном случае необходимо учитывать условия, в которых работает образовательная организация, ее коллектив.
Таким образом, внедрение эффективного контракта как комплекса мер по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, создание механизма стимулирования к повышению качества оказываемых услуг и эффективности работы образовательных организаций продолжает оставаться  основной задачей 2015-2016 г.г.
Государственные и муниципальные организации должны  продолжить  поэтапный перевод своих сотрудников на трудовые договоры, оформленные с учетом новых принципов эффективности.
Разработка критериев эффективности деятельности педагогических работников предполагает не только активную работу  администрации образовательных организаций,   органов исполнительной власти, но и широкое участие профессиональных сообществ,  Профсоюза.  Эффективный контракт вводит единый набор требований к исполнению профессиональных обязанностей и результатам труда. Фактически речь идет о более четкой, более предметной фиксации должностных обязанностей посредством контракта.
Переход на эффективный контракт   и  профстандарт педагога  -  важнейшие вопросы сегодняшнего дня,  поэтому так важно  определить роль и посильный вклад Профсоюзов в решение  этих глобальных задач.
Весь прошедший учебный год наши усилия были сосредоточены на работе с кадрами, повышении компетентности каждого работника через систему аттестации, обучения, повышения квалификации.
Институтом развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры   усовершенствованы  и активизированы  механизмы сотрудничества  с педагогическими  коллективами через Интернет-ресурсы для более удобного прохождения аттестационных процедур педагогами.Профсоюзом  внесены  дополнения в раздел «Аттестация педагогических работников» «Соглашения между Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО-Югры и Ханты-Мансийским окружным  Профсоюзом образования и науки Российской  Федерации». Необходимо объединить все  возможности и ресурсыПрофсоюза  с возможностями методических служб городов, районов, образовательных учреждений разного вида и типа для того, чтобы   работать слаженно и открыто на благо аттестуемых педагогов.
Наша цель - компетентно построить дальнейшую работу таким образом, чтобы ее содержание максимально соответствовало реалиям сегодняшнего дня, помогало педагогам  безболезненно и на высоком уровне подготовиться и пройти  процедуру аттестации так, как этого требует «Новый порядок аттестации».
За последнее время в системе  образования  происходят разнообразные изменения. Они во многом связаны с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". На начало нового,  2015 года были приняты   некоторые подзаконные акты, без которых закон не смог бы полноценно заработать
К сожалению, пока не все разногласия сняты, остается  ряд нерешенных вопросов, в том числе,  поставленных Профсоюзом. Особенно много вопросов    вызвало   принятие   законопроектов, появившихся в связи с грядущим введением профессиональных стандартов в  сфере образования в масштабе России.
Введение профессиональных стандартов имеет конкретные цели. Среди них – определение трудовых функций работников, разработка штатных расписаний, должностных инструкций, тарификация работ, создание системы оплаты труда, аттестация, организация обучения работников. В Государственную Думу Российской Федерации  внесен законопроект об обязательном применении профстандартов в государственных компаниях, госучреждениях, во всем госсекторе. Тарифно-квалификационные справочники, а затем  профстандарты будут обязательны для применения там, где установлены льготы для работников и ограничения, а в сфере образования есть и то, и другое.
Сегодня к учителю предъявляют множество требований, иногда откровенно завышенных. Но несомненно то, что учитель должен быть творческой индивидуальностью, обладающей оригинальным, проблемно-педагогическим критическим мышлением, умеющим создавать многовариантные программы, опирающиеся на передовой  опыт и новые технологии обучения, применять все это в практической деятельности.Словом, учитель должен быть хорошо образованным, мобильным и конкурентоспособным. Создание модели учительской профессии, соответствующей требованиям современной образовательной политики и обеспечивающей способность педагога реализовывать эту политику в своей  повседневной практической деятельности   -  забота профессионального сообщества и, в том числе, Профсоюзов.
Как отмечает большинство участников -   Съезд прошел на подъеме. Он работал два дня, и весь первый день был полностью посвящен дискуссионным площадкам, работало множество секций по различным направлениям и проблемам развития образования.  Это была серьезная дискуссия, отработка   проблемных  точек  и вопросов, поиск механизмов решения задач, стоящих сегодня перед школой, органами власти, Профсоюзом.
     Покидая коридоры съезда,  делегаты  разъезжались по домам с желанием  работать, поднимать уровень образования, унося с собой уверенность, что учитель – главная фигура модернизации – об этом открыто говорит Правительство, Президент Российской Федерации.
В ходе коллективной работы сложилось определенное  понимание задач, которые ставит Министерство;  задач учителя, педагога   по их реализации;   направлений, по которым Профсоюзу необходимо   шагать  рядом с педагогом, помогая, поддерживая, защищая и помогая в решении непростых вызовов времени.
Разрешите поблагодарить всех, кто искренне и заинтересованно включился в совершенствование системы образования нашего региона  и   уверенно  движется на качественно новый уровень развития.
От всей души поздравляю всех коллег с началом нового учебного года и искренне желаю каждому, чтобы в наступающем году мы все еще больше доверяли тому, кто рядом, и верили в себя!


Председатель Ханты-Мансийской окружной
организации Профсоюза
работников народного образования и науки
Российской Федерации                                                 Л.Ф. Болдырева